Опубликовано 16.09.2024
Каким бы надёжным ни было колесо – при интенсивном использовании рано или поздно его износ становится критическим, и вы сталкиваетесь с необходимостью заменить его. Хорошо, если в вашем распоряжении есть образец, аналог которого вам нужен – ну а если нет? А если вы хотите подобрать что-то слегка понадёжнее или подолговечнее? Как сориентироваться в обширном ассортименте колёс?
В этом и попробуем вкратце разобраться далее.
Начнём с материала роликов. Здесь всё сравнительно просто: контактная часть роликов колёсных опор изготавливается либо из резины, либо из полиуретана. Выбор того или другого материала обычно диктуется следующими соображениями: резина – наиболее «тихий» материал, но вместе с тем менее износостойкий, нежели полиуретан (и в частности, более капризный в условиях сильного загрязнения, особенно масляного), а ещё имеет склонность оставлять характерные чёрные следы на чистых поверхностях (правда, при изготовлении колёсных опор может использоваться и так называемая «серая резина», обладающая всеми особенностями обычной чёрной резины, кроме склонности «следить»).
Неповоротная колёсная опора: металлическая площадка с отверстиями для крепления посредством болтов, кронштейн и собственно колесо. Всё.
Поворотная колёсная опора: в этом варианте нижняя площадка с кронштейном и колесом соединена при помощи подшипника с другой, верхней площадкой, которая уже и предназначена для крепления к транспортируемому оборудованию, тем самым обеспечивая вращение кронштейна с колесом в любую сторону на 360 градусов относительно верхней крепёжной площадки.
Колёсная опора с тормозом: снабжена специальным флажком, нажатие на который зажимает колесо и препятствует его вращению относительно кронштейна.
Ну и остаётся добавить, что все разновидности колёсных опор представляют собой комбинации из этих трёх конструктивных особенностей.
По области своего назначения колёсные опоры подразделяются на аппаратные, промышленные и большегрузные. Собственно, назначение уже как бы зашифровано в названии их типов, осталось подробно расшифровать.
И начнём мы расшифровку наименований – с аппаратных колёс. От них не требуется большая грузоподъёмность, так как они используются в основном для перевозки лабораторного оборудования, медицинской аппаратуры, в немалой степени аппаратные колёса пользуются популярностью и в ресторанной, торговой и гостиничной сферах, то есть в сравнительно тепличных, умеренных условиях. Главное пожелание к таким колёсам – не столько грузоподъёмность, сколько тихий ход и чистоплотность (отсутствие грязных следов на полу – чем нередко грешит резина), поэтому контактная часть таких колёс чаще всего изготавливается из полиуретана и имеет сравнительно небольшую толщину. Материалы контактных роликов: резина, полиуретан. Варианты: неповоротные, поворотные, с тормозом.
Следующими у нас идут большегрузные колёса. Как ясно из их названия – у них значительно солиднее запас прочности: потолще сталь, покрепче подшипники, ведь их миссия – перевозка тяжёлых агрегатов и производственного оборудования, вес которых может составлять сотни килограммов. Материалы контактного ролика – всё те же самые резина и полиуретан. Как и аппаратные опоры, могут быть поворотными и с тормозом.
Ну и в завершение – промышленные колёсные опоры. Здесь уже всё совсем серьёзно: предназначение – грузовые платформы и тележки, а то и контейнеры. Огромные нагрузки. Отсюда и требования – солидный запас прочности, максимальная износоустойчивость, защита от загрязнения, минимальная необходимость в сервисном обслуживании. Материал контактных роликов – снова резина и полиуретан. И точно так же, как в предыдущих случаях, поворотные и неповоротные варианты, а также упомянутый колёсный тормоз.
А напоследок следует пояснить, что головокружительное разнообразие разновидностей колёсных опор – есть не что иное как всевозможные комбинации упомянутых в данной статье материалов и конструктивных особенностей. Какая из этих комбинаций наиболее подходит для ваших целей и задач – решать в конечном итоге вам.