Опубликовано 06.09.2024
С того момента, как человек изобрёл первую лестницу, прошло уже довольно много времени, и сейчас от обилия терминов вроде «трансформер» или «телескоп» – гудит в голове, а от разнообразия всевозможных конструкций рябит в глазах. Или, как принято говорить в народе, «глаза разбегаются». Данная статья, надеюсь, поможет вам исцелиться от неблагоприятных эффектов и разобраться в основных разновидностях лестниц. Так сказать, разложить всё по полочкам.
Начнём с материала, из которого изготавливают лестницы. Вероятно, самый популярный материал – это алюминий, и это неудивительно: материал очень лёгкий и прочный – с отличным соотношением прочности к весу, сравнительно недорогой, экологически чистый (привет дачникам и домохозяйкам!), абсолютно равнодушен к коррозии, да и внешний вид влиянию времени почти не подвержен.
Следующей идёт сталь. Тут с коррозией, как всем известно, дело обстоит похуже, с весом тоже немного посложнее – зато по прочности стальные изделия уверенно обгоняют алюминий. А при грамотной покраске – и проблемы с коррозией у них отступают на задний план.
И конечно же, фибергласс, который в просторечии называют стеклопластиком. Точно так же экологичен и недоступен для коррозии, как и алюминий. Правда, по весу (точнее, по лёгкости) он отстаёт от алюминия, но обгоняет сталь. Зато у фибергласса есть свои персональные преимущества, которые ни алюминию, ни стали даже не снились: во-первых, он окрашивается «в массе» (благодаря чему царапины на его поверхности практически не видны и потому не портят внешний вид изделия даже при очень длительном использовании) – в том числе ярким цветом в целях безопасности проведения работ, а во-вторых, фибергласс обладает диэлектрическими свойствами (то есть проводит электрический ток крайне неохотно). Целиком лестницы из фибергласса не изготавливают (фурнитура – узлы, замки и пр. – всё равно будут либо алюминиевыми, либо стальными), но даже при таком подходе выигрыш по весу и яркости конструкции вполне себе достигается. А ещё, заметим вскользь, такой материал наощупь куда приятнее голого металла в холода.
Подытожим: все разновидности лестниц, о которых пойдёт речь далее – изготовлены с использованием одного из этих материалов или их комбинации.
Из чего делают лестницы, разобрались – переходим к разновидностям самих лестниц.
Начнём с простейшей, элементарнейшей конструкции, которая по праву именно так и называется –односекционная приставная лестница: всё её устройство – две длинных рейки и поперечные перекладины-ступени. В соответствии с названием имеет одну-единственную секцию, сама по себе вертикально стоять не способна, так как не имеет собственной устойчивости – стоять будет, только прислоненная к чему-либо. Джентльменский набор такого изделия, как правило – профиль с рёбрами жёсткости (чтобы не согнулась пополам в ответственный момент под весом владельца), антискользящие колпаки-подножки на нижних торцах вертикальных реек. Степеней трансформации не имеет, то есть никаким образом не складывается. Перевозится, как правило, в грузовых автомобилях, но можно закинуть и на верхний багажник легкового автомобиля.
А вот если у лестницы не одна, а несколько секций – тут уже всё обстоит гораздо интереснее, ибо эта разновидность уже относится к складным вариантам: сложенные вплотную секции сдвигаются друг относительно друга, благодаря чему в рабочем состоянии длина лестницы увеличивается в несколько раз пропорционально количеству секций. Хитрые замки на кромках реек позволяют ещё и превращать такие лестницы в подобие стремянок.
Раз уж мы упомянули стремянки – то они в нашем обзоре будут следующими. Относятся к складным вариантам. Наиболее характерная особенность: стремянкам нет необходимости ни на что опираться, кроме поверхности, на которой они стоят, так как конструктивно у них уже есть собственная устойчивость, которая обеспечивается раздвижными распорками и фиксирующими прорезями в верхней ступеньке-площадке. Комплектуются, как правило, уже не просто поперечными перекладинами, а полноценными ступеньками с антискользящей выштамповкой, а также снабжены в верхней части рукоятью, за которую удобно держаться при подъёме на самую верхнюю ступеньку. Широкий диапазон количества ступеней и габаритов допускает их использование как в промышленных целях, так и в повседневном домашнем быту. Малогабаритные разновидности (2-3 ступени) легко вмещаются в салон или в задний багажник бюджетных автомобилей, а в домашних условиях (в сложенном состоянии) занимают едва ли не меньше места, чем гладильная доска, но функциональные возможности у них сравнительно скромные: скажем, добраться до высоко подвешенного шкафчика или до антресолей. Крупногабаритные разновидности в перевозке менее удобны, но и возможностей у них побольше. Единственное, о чём не следует забывать при выборе стремянки: чем она выше – тем большая площадь поверхности потребуется для работы с ней!
В своём стремлении усовершенствовать обычные (классические) стремянки, у которых ступеньки имеются лишь в одной и секций, а вторая секция является опорной «пустышкой» без ступенек – конструкторы придумали двухсторонние стремянки: такие позволяют владельцу подниматься уже с любой из двух сторон, по любой из двух секций. На первый взгляд, незамысловатое улучшение – но оно может здорово сэкономить время и избавляет от необходимости то и дело переставлять стремянку, если, к примеру, места, куда надо дотянуться, расположены по обе стороны от неё. А ещё её можно оседлать, как велосипед, и работать на ней сидя верхом – при длительных, монотонных работах, согласитесь, отличная возможность. Некоторые модели вместо верхней ступеньки комплектуются рабочими площадками с выштамповкой под инструмент и материалы.
Отдельно следует упомянуть т. н. «дизайнерские» стремянки – конструктивно они ничем особо не отличаются от своих «классических» собратьев, – разве что ступени у них более широкие для пущего удобства, – но имеют более изысканный вид благодаря особой окраске – к этой разновидности, к примеру, относятся стремянки серии «Gold» или «Comfort».
Но, как вы понимаете, на этом конструкторская смекалка не остановилась: изобретатели поломали голову над вопросом «как бы так сделать, чтобы при перевозке стремянки были маленькими, а в рабочем состоянии большими?» – и на свет появилась хитрая сверхкомпактная конструкция под названием «телескопические стремянки». Рыбаки, в общих чертах знакомые с конструкцией спиннинга, первыми поймут принципиальное устройство таких штуковин: здесь вертикальные секции сами собраны из отдельных секций со ступеньками, в сложенном состоянии спрятанными друг в друга, как матрёшка в матрёшку, а в рабочем – выдвигаются и обеспечивают владельцу весьма приличную рабочую высоту. Такую стремянку уже не то что на автомобиле – на велосипеде или на самокате увезти можно. Так сказать, мечта городского монтажника.
Однако, как известно, совершенству нет предела, так что конструкторы и на этом не успокоились. Решив проблему с габаритами стремянок, они задались новым вопросом: «как бы так сделать, чтобы устройство было небольшим, но при этом сразу одновременно и лестницей, и стремянкой, и чем-нибудь ещё?» И да, они нашли ответ и на этот вопрос – так появились на свет лестницы-трансформеры. Правда, про них нельзя сказать, что они совсем уж такие небольшие или лёгкие – за многофункциональность приходится платить, а в этой разновидности её хоть отбавляй: лестница-трансформер – это такой предмет, который по желанию владельца превращается хоть в стремянку, хоть в помост, хоть в простую лестницу, но при этом сравнительно компактна в сложенном состоянии.
Кстати, всё те же конструкторы вполне резонно задумались и над тем, а почему бы – раз уж удалось сделать компактными стремянки – не сделать компактными по тому же принципу и обычные лестницы, ведь они будут ещё компактнее? В результате и так уже обильный ассортимент пополнился телескопическими лестницами, на самом старте своего создания побившими практически все рекорды компактности – эти вообще можно нести в руке, как обычную хозяйственную сумку.
В общем, судя по всему, осталось подождать совсем немного, пока конструкторы не изобретут в этой области что-нибудь совсем уж сногсшибательное (в переносном смысле, будем надеяться). А пока нам с вами остаётся довольствоваться тем, что уже есть.